На раскопки? Мы только за!

01.08.2017

На раскопки? Мы только за!

Активисты местной организации «Данко» Союза Молодежи Кузбасса пгтПромышленная приняли участие в археологических раскопках

«Куда ты, тропинка, меня завела?» - пела я про себя, бредя с детьми по таежным тропам Алатау. Обычно свои поездки мы планируем за полгода вперед. Но куда на этот раз завела нас дорога, удивляет меня до сих пор.

Между поездками попался на глаза один из номеров «ЭХО» со статьей «Спят курганы темные». Так получается, что прочитать газету сразу не смогла, отложила на потом. Мельком глянула на фотографии знакомых девчонок и, пробежав статью слегка, поняла, что речь идет о каких-то раскопках. Через несколько часов у меня выезд в очередной палаточный лагерь, поэтому сильно я не заморачивалась. Через пару дней мне звонит один из наших волонтеров и предлагает поучаствовать в раскопках в Окуневском поселении. До следующей поездки у меня всего три дня. Один день можно посвятить раскопкам. Нужны парни? Хорошо. Предлагаю ребятам. Согласны. Что ж, раскопки так раскопки…

Вместе с директором школы быстро решаем вопрос о транспорте, пересобираем рюкзаки и – опять в путь.

По дороге нас встретили волонтер Васькин Роман со своим отцом, они и показали нам дорогу, приведя прямо на само место раскопок.

Я думала, что, приехав, увидим кучу народу, местность, поделенную на квадраты, но на деле оказалось не совсем так.

Курган представлял собой довольно таки обширную местность округлой формы. Вокруг – небольшой ров. Посреди выкопаны ямы, но мы еще пока не знали, для чего они. Нас встретил Илюшин Андрей Михайлович, профессор кафедры отечественной истории, теории и истории культуры Кузбасского государственного технического университета. Познакомившись, Андрей Михайлович не погнал нас сразу копать или что-то делать, а стал рассказывать про захоронения, найденные в нашем районе. Кое-что мы уже знали, собирая материал в наших поездках, но многое узнали из его уст. Рассказывал профессор не спеша, простым, понятным каждому из нас, языком. Мы слушали, открыв рот. Затем нас провели на сам курган.

Если честно, даже меня передернуло от того, что мы увидели. Увиденные нами ямы оказались могилами, в которых находились останки людей и животных. «Видите, голова этой женщины повернута в сторону «царской» могилы, значит, она была либо раба, либо наложница», - вещал нам профессор.- «А здесь – женщина и ребенок. Могила не глубокая, значит статус у женщины был не высок… А вот пустые могилы. Такие делали, когда кто-то из родственников погибал в дороге или был похоронен в чужом городе. Родственники на родине делали пустую могилу, чтобы поклоняться ей…»

«Папа, я косточку нашел!»- закричал мальчик лет 6-7, бегая в грязных шлепках по насыпи. Папа??? Мы, как сомнамбулы, одновременно повернули головы в сторону мальчугана Гоши, который оказался сыном профессора, и молча уставились на него. Мальчишка, не обращая на нас никакого внимания, подбежал к отцу, держа в руках фрагмент кости. «Пока ты тут разговаривал, я уже несколько археологических находок сделал!», - с упреком сказал мальчуган. Я даже передать не могу, какие чувства меня охватили тогда. Шок?..

Через несколько минут мы стали потихоньку «оживать». Разбились на группы, получили задание. Одна группа осталась на раскопках «царской» могилы, вторая, в том числе и я, отправились снимать слои земли во рву. «Эта канавка играет особую роль. Она разделяет мир мертвых и мир живых,» - поясняет профессор. Я понимаю, что волос под кепи начинает вставать дыбом. Страшно? Нет. Но чувствуешь себя слегка неуютно…

Помахав минут 30 лопатой, снимая землю слой за слоем, пока не покажется глина, я решила вдруг вспомнить, что я девочка, и переложила сей тяжкий труд на плечи наших уже опытных в физическом труде парней, а сама пошла получать ответы на вопросы, которые прямо таки кишмя кипели в моей голове. Почему могила царская? В ней похоронен царь? Какой? Чей? Как об этом узнали? И вообще, как среди огромного поля нашли эти могилы? Вот никто не нашел, а они нашли. Вопросов было много. Но, когда я подошла к профессору, не задала ни один. Профессор как будто мысли мои прочитал и сам стал рассказывать.

 «Это могилу мы называем царской.. Видите, она самая глубокая, и расположена посередине. Значит, знатный человек был. Жаль, сейчас мы уже не узнаем, кто он и откуда. Могила была разграблена еще в древние времена. Сначала мы предполагали, что это могильник начала железного века, но находки утверждают, что это – ХI век…»   Я внутренне ахнула. Одиннадцатый век!!!

«Видите, это женщина с ребенком… у ребенка косточки маленькие, зверьки по норкам растаскали. К сожалению, здесь все этими норами изрыто… Видите, на черепе не выражены подбровные дуги, значит, череп женский. Так мы и отличаем мужчин от женщин…»

О том, что у нас в районе было много археологических раскопок, я знала еще с детства от отца, потом сама «собирала» историю. И вот теперь мы здесь.

«В вашем Промышленновском районе вообще больше всех раскопок было произведено. А этот курган на сегодняшний день – самый большой в Кемеровской области…»

Ох… Чувство гордости! Профессор много рассказывал и о других раскопках, и о сделанных находках, и о том, как правильно производить работы, как они отчитываются за проделанную работу, и куда потом сдают все экспонаты, чтобы их помыли, рассортировали, выставили в музеи… Но мой взгляд был прикован к девушке, вернее, к ее останкам. Первое, что меня просто поразило, - это зубы. Ни одного кариеса спустя 10 столетий! «В то время пища была естественная, без химии, вот у них зубы и сохранились…» А, ну тогда конечно. В ТО ВРЕМЯ всяких чипсов и ролтонов не было, люди не травили себя эйфоретиками и энергетиками, понятия не имели о табаке и наркотиках… Все это за какую-то секунду пронеслось в моей голове. Сфера работы накладывает свой отпечаток.

«Если хотите, можете помочь достать кости из могилы». Хочу ли я!? Хочу!

Мне показали, как работать с инструментом, как вытаскивать кости, как отбивать их от земли. Я спустилась в могилу той девушки, которая меня все это время так привлекала.  «Елена Львовна! Рано Вам еще в могилу» - шутили ребята. Первое оцепенение сошло, и вот они уже, как заправские археологи, кидаются черным юмором. Вместе с ними наш же волонтер с Окуневского поселения Александр Закусов. Он здесь по собственной воле уже несколько дней, помогает профессору. «Приехали с классом, понравилось, остался», - просто объясняет Санек.

В перерывы профессор снова рассказывал о раскопках, собирая нас вокруг себя. Дети слушали внимательно. Почему-то подумалось, что такие вот уроки истории у них останутся в памяти навсегда.

Итак, я в узкой могиле. Глубина мне где –то по плечи. Пытаюсь расставить ноги так, чтобы не наступить на останки. Вспомнился фильм «Проклятие гробницы мумии». Затем по цепочке стала вспоминать истории, которыми кишели разные газеты в 80-е г.г.: «все, кто видит эти глаза даже на фото, тут же умирает от разрыва сердца…», «… а потом эта мумия ходила по музею…», «после раскопок все члены экспедиции умирали один за другим без видимых причин…» Ну, конечно же, как тут без фантазии… Мысли упорно не хотели отгоняться от меня. Жутко.

Брать кости в перчатках было неудобно (одна из перчаток у меня была с когтями). Но после того, как несколько ребрышек попали в мои голые руки, на неудобство было плевать. Перчатки одела. Не то, чтобы страшно, но неприятно. Гоша вертелся рядом. Как заправский археолог со стажем он принимал у меня кости, требуя, чтобы я работала аккуратно и ничего не просмотрела. Я старалась.

Я доставала кости, Гоша их отбивал от земли, профессор аккуратно очищал и укладывал… в обыкновенную коробку из-под чистящего средства для сантехники. Почему –тото, что останки вошли в эту коробку, меня поразило больше всего. Как-то неприятно грустно стало. Вот живешь, живешь…Интересно, а вот еще через несколько столетий наши могилы тоже кто-нибудь вскрывать будет?

«У людей того времени не было письменности, они не могли нам рассказать о себе… Вот такими способами они пытались оставить для нас информацию… Видите, эта могила сделана не по размеру, и человек в ней лежит не по середине. Это женщина. В ногах у нее маленький ребенок. Может, они умерли где-то в дороге, но их привезли сюда и похоронили, а может это говорит о каком-нибудь статусе… Во всем этом по нашим описаниям и фотографии потом будут разбираться тех, кому мы все сдаем…»

Могила пуста. Я вычищаю ее, отскрябывая остатки земли до глины. Сбоку – небольшая норка. Ковыряю ее перчаточным когтем и… достаю две косточки. «Это фаланги детского мизинчика…» Мне стоило больших усилий никак не отреагировать на сие сообщение. Но позже, рассматривая фотографии, на которых я пытаюсь улыбнуться сквозь отвращение и ужас, я понимаю:  археология все - таки не для меня. Почему-то подумалось, что во сне сегодня придет эта девушка и станет мне указывать, где еще находятся ее косточки или косточки ребенка… Не дай Бог.

Мои надежды найти хоть какую-то бусинку, провалившуюся в кости, не оправдались успехом. Но профессор нам показал находки, которые они уже упаковали для института. Серебряная игольница. Когда нам назвали ее предположительную цену на «черном рынке», мы еле сузили глаза, расширившиеся от удивления. Но еще больше поразила сама игольница. Изящная ручная работа. Внутри – кожаный мешочек. Он, конечно же, окаменевший, но на нем видно каждый шовчик, нитки прекрасно сохранились! На серебре были следы окисла. Для серебра это не свойственно. Профессор поясняет, что, скорее всего, игольница долгое время пролежала в соединение с какой-то тканью, которая со временем дала такой эффект.

А вот и ремешок от украшения коня. На нем – бронзовые заклепки. И вновь ручная работа. И вновь поражает, что орнамент на коже, сделанный в виде растительных узоров, четко сохранился.

Время на удивление пролетело быстро. Ребята выполнили работу, которую, по словам профессора, некоторые два дня большим количеством не могли сделать. Ребята, действительно, делали все на совесть. Это нельзя не отметить. С шутками и прибаутками, перемеживая усталые вздохи с черным юмором, они на три штыковые лопаты сняли слой земли более, чем на 30 метров, очистили от костей и земли царскую, разграбленную, самую большую могилу. При этом внимательно слушали рассказы профессора. А рассказывал он действительно интересно. Но наше время подошло к концу. К сожалению. Пора было ехать домой. Обменялись контактами с профессором. В августе он приглашает нас дня на три с палатками, чтобы помочь закончить ему работу. Почему бы и нет? Мы только за.

В автобусе мы продолжили обсуждать увиденное и услышанное. Впечатления детей не многим отличалось от моих. Были и страх, и удивление, и интерес, и усталость, и восхищение, и неприязнь, и отвращение. Но мы были довольны тем, что нам посчастливилось прикоснуться собственными руками  к истории, которую собираем уже несколько лет.

Вместе со мной в экспедиции побывали волонтеры Владислав Акаев (новосибирский техникум), Анна Прокудина (Кемеровский педагогический колледж), Тимофей Цыганков (губернаторский лицей), Юрий Коркин (школа №56), Александр Шевелев (топкинский техникум), Владислав Денисов, Максим Скорюпин и Селиверстов Артем (школа №2).

 

Малиничесва Елена Львовна


Возврат к списку